Анализ спроса, рынка и ветклиник конкурентов по своему городу

Ветклиника – это локальный бизнес, с эффективным радиусом работы 2-3 км. Если клиника находится дальше, это уже сложности для клиента, и он при прочих равных скорее всего выберет ближайшую клинику к своему дому.

Хорошее место для ветклиники — новые, активно застраиваемые районы города. Главное, чтобы в радиусе 2-3 км там жили не менее 20-30 тысяч человек, а сам район был недалеко от объездных дорог. Это обеспечит вам пациентов в ближайшей перспективе.

Анализ спроса и конкурентов с помощью бизнес-навигатора МСП

Допустим, вы уже определили несколько интересных районов в своем городе, где планируете открывать ветеринарную клинику. Для начала стоит изучить рынок ветеринарных услуг в этом районе. Рекомендую воспользоваться бесплатным инструментом «Бизнес-навигатор МСП».

После регистрации вы можете посмотреть потенциальную аудиторию района своего города в разделе «Геомаркетинг для бизнеса». На сайте будут видны: число домов, домохозяйств, доход в разрезе потребителей, конкурентов в радиусе и другие интересные данные.

Как посмотреть данные по району в инструменте бизнес-навигатор МСП

Например, возьмем Академический район в Екатеринбурге. По данным МСП видно, что в радиусе 1,5 км:
  • Потенциальный спрос - 32 189 тыс.руб/год
  • 257 многоквартирных домов, 273 частных
  • Проживает 81 667 человек
  • Средний чек покупки - 1466 руб.
  • Из них большинство среднеобеспеченных людей (35 514 чел)
  • Прямых конкурентов 10
  • И другие данные
Изучите данные, которые показывает программа по вашему городу. Так вы сможете сформировать реалистичную картину. Не стоит на 100% полагаться на один источник данных, поэтому посмотрим другие.

Общая статистика потенциальных клиентов по району

Посчитаем общую статистику подходящих людей для ветклиники, на примере Екатеринбурга.
  • Население Екатеринбурга по официальным данным 1,5 млн. Прибавим еще 0,5 млн неофициальных. Получим около 2 млн. чел.
  • В России животных заводят в каждой второй семье. То есть около 1 млн. потенциальных клиентов.
  • В городах с более чем 500 тыс. жителей владельцы собак водят своих питомцев в ветеринарные клиники в среднем 1,5 раза в год, а кошек — всего 1 раз в два года.
В исследовании Mars Petcare есть данные о том, что только ⅔ владельцев кошек и большинство владельцев собак делают питомцу необходимые прививки, более ⅔ владельцев собак регулярно посещают ветеринарного врача с целью профилактического осмотра.
Посчитаем примерную емкость рынка в пределах 1,5 км от клиники по услугам профилактики болезней (например, вакцинация, осмотр).Для примера возьму клинику в Академическом районе Екатеринбурга, а данные по населению из МСП (80 тыс. жителей).

  • У каждого второго из 80 тыс. жителей есть питомец — 40 тыс. потенциальных клиентов.
  • Из них вопросом профилактики занимаются 2/3 — 14 тыс. клиентов в год.
  • Берем факт того, что приводят на осмотр раз в 2 года — 7 000 клиентов в год.
  • Делим на 365 дней — получаем 19 клиентов в день на весь район.

Примерный спрос по району в радиусе 1,5 км — 19 клиентов в день на все ветклиники, не считая экстренные случаи и операции.

Количество запросов в Яндекс Вордстат

Проверьте уровень спроса в сервисе Яндекс Вордстат. В нем, по ключевым словам можно косвенно оценить спрос и динамику сезонности вашему городу. Например запросы, «онлайн-консультации ветеринара», «вызов на дом цена», «кастрация кота цена».
Лучше проверять запросы с коммерческой составляющей (цена, стоимость, запись, прием и т.д.), то есть с потенциальным желанием клиента воспользоваться услугой. Так вы отсечете большую часть информационных запросов, таких как "что делать", "как самому" и т.д.

Сайты, соцсети и площадки конкурентов

Посмотрите сайты ключевых конкурентов в городе и выпишите в таблицу все интересные моменты, которые они используют. Например, какие услуги предлагают, разброс цен, какие у них соцсети, виджеты и страницы на сайте и другое.

  • Посмотрите справочники — 2ГИС, Яндекс карты, Google карты. Оформление, описания, отзывы.
  • Соцсети. Оформление, ведение, активность аудитории.
  • Наличие контекстной рекламы в поиске.
Все это позволит сформировать картину того, с кем предстоит конкурировать, а кого можно обогнать уже на старте.

Рекомендую пользоваться майнд-картами, а не таблицами в Excel. Например, бесплатные майнд карты MindMeister или Coggle. Так можно наглядно увидеть лучшие стороны конкурентов на одном экране, проанализировать данные и взять лучшее себе.
Пример анализа конкурентов по городу
После анализа сайтов, соцсетей и площадок конкурентов можно составить будущую карту своего сайта или стратегию маркетинга. Все данные будут на виду, так проще принимать решения.
Например, так может выглядеть структура сайта, после анализа конкурентов
Это конечно только часть работы по анализу рынка и конкурентов, но этого будет достаточно, чтобы примерно понимать стоит ли открывать клинику в конкурентном городе и районе. Плюс у вас на руках будет понимание, как продвигаются конкуренты, что есть у лучших клиник в городе, а также информация по примерному спросу на ветеринарные услуги.

После того, как соберете данные, вы сможете сформировать примерную картину того, какие трудности ожидают вас в будущем и найти точки для дальнейшего роста и масштабирования ветеринарной клиники.

Навигация по статьям об открытии ветеринарной клиники

Об авторе

Я проверил контент в сети, почитал законы, поговорил с владельцами клиник, которые прошли этапы открытия. Но все же, информация в статьях может отличаться от того, с чем вы столкнётесь у себя в городе — новые законы, региональные правила, другие размеры клиники и прочие моменты.

Если вы нашли несоответствия, ошибки или готовы поделиться собственным опытом открытия ветклиники, пожалуйста, напишите на почту [email protected] или в Телеграм. Буду признателен.

Клюев Антон
Ветеринарный интернет-маркетолог
DrLeads.ru