Анализ спроса, рынка, ветклиник конкурентов

Ветклиника – это локальный бизнес, с эффективным радиусом работы 2-3 км. Если клиника находится дальше, это уже сложности для клиента, и он при прочих равных скорее всего выберет ближайшую клинику к своему дому.

Хорошее место для ветклиники — новые, активно застраиваемые районы города. Главное, чтобы в радиусе 2-3 км там жили не менее 20-30 тысяч человек, а сам район был недалеко от объездных дорог. Это обеспечит вам пациентов в ближайшей перспективе.
Перед открытием ветеринарной клиники важно оценить состояние рынка за последние годы, динамику, ёмкость и уровень дохода людей, которые живут рядом. Необходимо понимать уровень спроса и ключевых конкурентов. Проанализируйте конкурентов. Их тактику, стратегию, преимущества и слабые стороны. Обратите внимание на маркетинг, цены, особенности сервиса и взаимодействие с клиентами.

Анализ спроса и конкурентов с помощью бизнес-навигатора МСП

Допустим, вы уже определили несколько интересных районов в своем городе, где планируете открывать ветеринарную клинику. Для начала стоит изучить рынок ветеринарных услуг в этом районе. Рекомендую воспользоваться бесплатным инструментом «Бизнес-навигатор МСП».

После регистрации вы можете посмотреть потенциальную аудиторию района своего города в разделе «Геомаркетинг для бизнеса». На сайте будут видны:
  • число домов, домохозяйств,
  • доход в разрезе потребителей,
  • количество конкурентов в радиусе
  • и другие интересные данные.

Как посмотреть данные по району в инструменте бизнес-навигатор МСП

Например, возьмем Академический район в Екатеринбурге. По данным МСП видно, что в радиусе 1,5 км:
  • Потенциальный спрос - 32 189 тыс.руб/год
  • 257 многоквартирных домов, 273 частных
  • Проживает 81 667 человек
  • Средний чек покупки - 1466 руб.
  • Из них большинство среднеобеспеченных людей (35 514 чел)
  • Прямых конкурентов 10
  • И другие данные

Анализ спроса и конкурентов с помощью сервиса "Компас"

Изучить рынок и конкуренцию можно с помощью инструмента "Компас" от банка Тинькофф. Это бесплатно, нужна регистрация с помощью СМС.

Компас - инструмент для навигации в бизнес-пространстве в виде геокарты. Помогает найти оптимальное место для старта бизнеса или выявить перспективные направления для расширения. В нем объединены в одну категории зоотоваров и ветклиник. Но если вы рассматриваете потенциальных клиентов, то он тоже подойдет.

Сайт - Компас от Тинькофф
Например, возьмем Академический район в Екатеринбурге. По данным сервиса видно, что в радиусе одной ячейки за февраль 2024 г. по покупателям:
  • 37 235 - 39 098 - потенциальных покупателей
  • 6 - 10 - точек продаж (Высокая конкуренция)
  • 997 ₽ - Средний чек
  • 1.31 - Среднее число покупок одного клиента
  • 981 270 ₽ - 1.03 МЛН ₽ - Средний оборот точки продаж без учета наличных
  • 948 - 995 - Среднее количество покупок в точке продаж
  • 103 000 ₽ - Средняя стоимость аренды в месяц
  • 14 000 ₽ - Средняя стоимость аренды 1м² в год
Изучите данные, которые показывают программы по вашему городу. Выпишите в таблицу, сравните. Так вы сможете сформировать реалистичную картину по районам города.

Рассмотрим другие варианты сбора данных для оценки спроса и емкости рынка.

Общая статистика потенциальных клиентов по району

Посчитаем общую статистику подходящих людей для ветклиники, на примере Екатеринбурга.
  • Население Екатеринбурга по официальным данным 1,5 млн. Прибавим еще 0,5 млн неофициальных. Получим около 2 млн. чел.
  • В России животных заводят в каждой второй семье. То есть около 1 млн. потенциальных клиентов.
  • В городах с более чем 500 тыс. жителей владельцы собак водят своих питомцев в ветеринарные клиники в среднем 1,5 раза в год, а кошек — всего 1 раз в два года.
В исследовании Mars Petcare есть данные о том, что только ⅔ владельцев кошек и большинство владельцев собак делают питомцу необходимые прививки, более ⅔ владельцев собак регулярно посещают ветеринарного врача с целью профилактического осмотра.
Посчитаем примерную емкость рынка в пределах 1,5 км от клиники по услугам профилактики болезней (например, вакцинация, осмотр).Для примера возьму клинику в Академическом районе Екатеринбурга, а данные по населению из МСП (80 тыс. жителей).

  • У каждого второго из 80 тыс. жителей есть питомец — 40 тыс. потенциальных клиентов.
  • Из них вопросом профилактики занимаются 2/3 — 14 тыс. клиентов в год.
  • Берем факт того, что приводят на осмотр раз в 2 года — 7 000 клиентов в год.
  • Делим на 365 дней — получаем 19 клиентов в день на район.

Примерный спрос по району в радиусе 1,5 км — 19 клиентов в день на все ветклиники, не считая экстренные случаи и операции.

Количество запросов в Яндекс Вордстат

Проверьте уровень спроса в сервисе Яндекс Вордстат. В нем, по ключевым словам можно косвенно оценить спрос и динамику сезонности вашему городу. Например запросы, «онлайн-консультации ветеринара», «вызов на дом цена», «кастрация кота цена».
Лучше проверять запросы с коммерческой составляющей (цена, стоимость, запись, прием и т.д.), то есть с потенциальным желанием клиента воспользоваться услугой. Так вы отсечете большую часть информационных запросов, таких как "что делать", "как самому" и т.д.
Все это часть работы по анализу рынка и конкурентов, но этого будет достаточно, чтобы примерно понимать стоит ли открывать клинику в конкурентном городе и районе. Плюс у вас будет информация по примерному спросу на ветеринарные услуги.

После того, как соберете данные, вы сможете сформировать примерную картину того, какие трудности ожидают вас в будущем и найти точки для дальнейшего роста и масштабирования ветеринарной клиники.

Формат клиники для животных

Перед тем, как начать также необходимо определиться с форматом клиники и перечнем услуг, которые будут предоставляться. Ветеринарные учреждения могут быть в виде веткабинета, стандартной клиники, специализированной или многопрофильной клиники, а также выездной службы.
Они могут комбинироваться, например, ветклиника + выезд на дом, но вам нужно взвесить свои силы, бюджет и наличие команды, чтобы определится с чего начать.

Они могут комбинироваться, например, ветклиника + выезд на дом, но вам нужно взвесить свои силы, бюджет и наличие команды, чтобы определится с чего начать.
Попробуйте программу бесплатно
Пройдите регистрацию и получите полный доступ ко всем функциям Ветменеджера на 14 дней

Навигация по статьям об открытии ветеринарной клиники

Можно, но при открытии ООО. Так владельцу не обязательно иметь вет образование. Но для ИП есть нюансы
Выбор помещения — ключевое в открытие ветклиники. От места зависит трафик и масштабирование клиники
Полный список перечней и нормативных правовых актов Россельхознадзора, которые нужны для ветклиники
Для лицензирования фармацевтической деятельности придется собрать пакет документов и подготовить помещение
Чтобы получить лицензию Роспотребнадзора, пройти проверки и подготовить большой пакет документов
В среднем вложений в оборудования и расходные материалы от 2-3 млн. руб. Без некоторых аппаратов можно в первое время обойтись. В статье список.
Вначале вы не сможете платить врачу много, а хороший врач не будет работать за небольшую зарплату. Попробуем решить вопрос на примерах в статье.
Продвижение в сети это сложная история, но если не углубляться, то на для начала достаточно сделать 5 вещей. Вы можете сделать это сами.
Здесь собраны главные мысли всех девяти статей об открытии ветклиники
Об авторе

Я проверил контент в сети, почитал законы, поговорил с владельцами клиник, которые прошли этапы открытия. Но все же, информация в статьях может отличаться от того, с чем вы столкнётесь у себя в городе — новые законы, региональные правила, другие размеры клиники и прочие моменты.

Если вы нашли несоответствия, ошибки или готовы поделиться собственным опытом открытия ветклиники, пожалуйста, напишите на почту [email protected] или в Телеграм. Буду признателен.

Клюев Антон
Ветеринарный интернет-маркетолог
DrLeads.ru